Инновационная деятельность

Важность художественно-эстетического воспитания и образования детей, в частности, музыкального, признаётся во всём мире, а необходимость творческого развития личности ребёнка подчёркивают все педагоги. Влияние музыки на развитие творческой деятельности велико, ведь эстетическое воспитание является одним из важнейших факторов гармонического развития личности. У человека с детства должны развиваться способности эмоционально реагировать на всё прекрасное, поэтому искусству, и в частности, музыке необходимо учить всех детей, независимо от их способностей и физиологических особенностей.

Значение слуховых впечатлений на незрячего человека многократно увеличивается. Наравне с осязательными, слуховые ощущения являются для людей с ослабленным зрением поддержкой и опорой в окружающем мире. Эмоции, которые получают такие люди от услышанного, намного сильнее, чем у зрячих людей. Сложно найти более внимательных слушателей. Необходимость музыкального образования детей с ослабленным зрением очевидна так же, как очевидна их потребность в новых ярких звуковых впечатлениях. Многие незрячие и слабовидящие дети имеют ярко выраженные музыкальные способности. Музыка помогает им обрести гармонию, открыть для себя новый мир. Государство в последние годы стало больше проявлять внимания к проблемам уязвимых слоёв населения. Дети с ограниченными возможностями здоровья особая категория, нуждающаяся в постоянной поддержке и заботе.

Наблюдается рост числа детей, имеющих патологии органов зрения. На сегодняшний день в ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2 III и IV вида» для слепых и слабовидящих детей обучается 136 человек. Сотрудничество ДМШ № 5 с этим интернатом началось в 1998 г. Идея эта принадлежала Кожевникову Владимиру Михайловичу – человеку несгибаемого мужества и многогранного таланта. Будучи инвалидом I группы по зрению, он всю жизнь посвятил работе с детьми-инвалидами по зрению. В 1998 г. На базе школы-интерната № 2 начались занятия с слабовидящими и незрячими детьми.

Занятия с этими детьми невозможны без учёта их физиологических и индивидуальных особенностей. Занятия на инструменте дают возможность ребёнку прикоснуться к музыке, ощутить её «под своими пальцами». Также занятия на инструменте стимулируют творческую активность ребёнка. Но, не зная нотной грамоты, овладеть в достаточной степени игрой на инструменте не представляется возможным. И здесь на помощь начинающим музыкантам с ослабленным зрением приходит система Брайля – сложная система знаков, в основе которой лежит шеститочие. В ДМШ № 5 есть преподаватель, владеющий системой Брайля – Севостьянов Илья Викторович. Остальные преподаватели, работающие с этими детьми, знают основы системы Брайля. Преподавателями нашей школы накоплен и обобщён большой опыт работы в этой области. Написаны следующие дополнительные общеобразовательные программы в области музыкального искусства: «Музыкальный инструмент - фортепиано», преподаватель Овсянникова Н.О., «Сольфеджио», «Музыкальная литература», преподаватель Севостьянов И.В..

Все написанные программы обучения незрячих и слабовидящих детей во многом сходны с общими методами обучения игре на инструменте. Это означает, что дети с серьёзными нарушениями зрения в целом могут приобрести всевозможные навыки, необходимые для игры на инструменте и чтения нот с листа. Занимаются эти учащиеся по типовым учебным планам, изучают все предметы, рекомендованные обычным ДМШ. В настоящее время в нашей школе обучается 30 человек. Фортепианное отделение – 22 уч., струнное отделение – 6 уч., хоровое отделение – 1 уч., народное отделение – 1 уч., с которыми работают 7 преподавателей. Все они активно участвуют в концертной и конкурсной жизни школы и за её пределами. Ежегодно проводятся областные фестивали-конкурсы «Слепой музыкант», «Мы всё можем», «Передай добро по кругу», «Искорка», «Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке», международный конкурс слабовидящих и тотально незрячих детей /г. Курск/, в которых они принимают активное участие. Нужно отметить, что незрячие и слабовидящие дети – лауреаты городских и зональных конкурсов среди ДШИ Оренбургской области в номинациях: фортепиано, аккордеон, импровизация.

Первый выпуск фортепианного отделения состоялся в 2004 году. Выпускники Овсянникова Наталия, Тарасов Михаил закончили Оренбургский Музыкальный колледж. Бадамшина Рената – музыкальное училище им. Гнесиных /Москва/. Севостьянов Илья - Курское музыкальное училище, ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, Шишкин Денис – Оренбургское училище культуры. Курское специализированное музыкальное училище окончил Боев Александр /аккордеон/. Овсянникова Наталья Олеговна и Севостьянов Илья Викторович в настоящее время работают в нашей школе, обучая незрячих детей музыке.

Овсянникова Наталия Олеговна – преподаватель по классу фортепиано. Активно участвует в методической деятельности, выступая с открытыми уроками на городской секции преподавателей фортепиано. Ученики её класс – дипломанты и лауреаты многочисленных конкурсов, участники концертов, проводимых в школе и различных площадках города.

Севостьянов Илья Викторович – преподаватель по классу фортепиано, сольфеджио, музыкальной литературы по системе Брайля. С отличием закончил ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. Победитель конкурсов исполнительского мастерства преподавателей в номинациях «фортепиано», «вокал».

Преподаватель Пузырникова Светлана Алексеевна – дважды лауреат премии Правительства Оренбургской области «Преподаватель года», лауреат премии губернатора Оренбургской области «Оренбургская лира». Светлана Алексеевна неоднократно выступала с открытыми уроками на семинарах перед директорами, заместителями директоров, преподавателями фортепианного отделения ДМШ и ДШИ Оренбургской области. Все они получили высокую оценку присутствующих. О не зрячих учениках нашей школы сняты следующие телевизионные программы: Ток-шоу «Без тени смущения», эфир 25.05.2004 г., Ток-шоу «Витамины», эфир 31.05.2004 г., телевизионные сюжеты о незрячих учащихся, эфир 10.04.2005 г. и эфир 05.03.2006 г.

Неоценимый вклад в дело воспитания юных музыкантов внесла Колпакова Татьяна Владимировна – преподаватель хора и вокала, лауреат премии Губернатора Оренбургской области «Оренбургская лира». Татьяна Владимировна оказывает большую помощь и поддержку молодым начинающим преподавателям. С 1998 года в её классе занимаются незрячие и слабовидящие дети. Татьяна Владимировна знает основы системы Брайля, делает всё возможное, чтобы жизнь их была яркой и насыщенной. Тулупова Анна Юрьевна, преподаватель хоровых дисциплин работает в школе с 2016 года. Активна, позитивна, ответственно подходит к учебному процессу. Сохраняя традиции школы, приносит новые, современные, индивидуальные находки. Свободно и легко находят контакт с учениками и их родителями, что также способствует плодотворной работе и более быстрому получению необходимых в обучении результатов.

Цюрко Любовь Владимировна – преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы, заведующая теоретико-хоровым отделением школы, лауреат премии Правительства Оренбургской области «Преподаватель года 2016». талантливый преподаватель, щедро делящийся своими знаниями с коллегами ДМШ и ДШИ Оренбургской области, проводя открытые уроки и мастер-классы. Любовь Владимировна ведёт предмет импровизации с особо одарёнными детьми, включает элементы импровизации в уроки сольфеджио. Прекрасно владеет инструментом, обладает эрудицией и высоким уровнем профессионализма.

Мазевич Ирина Сергеевна – преподаватель по классу скрипки, заведующая струнным отделением. Ирина Сергеевна является руководителем ансамбля скрипачей, с которым постоянно участвует в концертах в СОШ, д/садах, музеях, библиотеках. Учащиеся её класса лауреаты городских, областных, международных конкурсов. Ею написаны предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области музыкального искусства.

Число детей-инвалидов по зрению, желающих обучаться музыке намного больше, чем возможности нашей школы. Назрел вопрос об увеличении контингента таких детей, о создании специализированного отделения для незрячих и слабовидящих. Разработана «Концепция развития специализированного отделения для незрячих и слабовидящих». С увеличением числа учащихся не возникнет проблем с преподавательскими кадрами, так как наши выпускники, окончив средне-специальные учебные заведения, вернулись работать в родную школу. При работе с незрячими и слабовидящими детьми очень важно то, что весь учебный процесс должен базироваться на принципах гуманизма и человеколюбия. Преподаватели при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны обладать терпением, тактом, умением понять своих воспитанников и оказать им поддержку. Должны учитываться интересы, склонности, права, взгляды и суждения воспитанников. Любовь к детям – это одна из основ организации учебного процесса.